Пейзаж. Теория и практика: making of работы "Снежная королева”.
Моё мнение: пейзаж – наиболее технически простой жанр живописи. Я не говорю что он примитивный, но лично мне нарисовать натюрморт или фигуру человека намного труднее, чем пейзажную композицию. Поэтому не верить в свои силы, когда вы рисуете пейзаж – глупо.
Необходимая теоретическая база при работе в жанре пейзаж:
Композиция: в первую очередь вы определяете, что главное в вашем пейзаже, и с каково ракурса наиболее выгодно это можно показать. Выделите то, что вы хотите изобразить. Это должна быть опора для глаз зрителя. Вы можете нарисовать как и много, так и мало деталей, в зависимости от вашего желания. Главное чтобы наибольшая детализация и проработка была направлена на главный объект в вашей композиции (или на его отсутствие). Имеет смысл делать предварительные эскизы того, что вы планируете изобразить. Не надо тратить на эскиз много времени, максимум 5 минут.
Ещё в тему: вы не задумывались, почему в дизайне правый верхний угол является приоритетным для направления вектора логотипа? Потому что в живописи правый верхний угол является направлением успеха, доброты, всего хорошего и процветающего, об этом тоже нельзя забывать.
Перспектива: всё, что мы видим на переднем плане, надо рисовать ярко и чётко. Всё то, что дальше расположено, потихоньку бледнеет и становится менее контрастным, предметы на дальнем плане менее они чёткие и детализованные ( закон воздушной перспективы, открытый Леонардо Да Винчи). Очень отдалённые предметы будут восприниматься глазом человека как силуэт. По-другому можно сказать, что на переднем плане у предметов важную роль играют собственные цвета, а на дальних планах больше сказываются оттенки освещения.
Начинать работу над композицией надо с горизонта: наметьте горизонт обычной горизонтальной линией. На этой линии небо и земля визуально соединяются, с учетом законов перспективы. И не забывайте классические законы перспективы = ).
Источник света – зачастую это солнце. Интенсивный, сильный свет создаёт чёткие и тёмные тени, а мягкий и рассеянный свет даёт очень незначительные и мягкие тени. Следите за тем, чтобы каждый предмет в композиции был освещён с одной и той же стороны, при условии наличия одного источника освещения. Не забывайте, что если пейзаж холодный – то тени должны быть нарисованы с тёплыми оттенками, и наоборот, тёплый дневной свет создаёт холодные тени. В общем, цветовое решение задаётся источниками света. Если вы пишите реализм – то, скорее всего источником света у вас будет являться солнце или лунное небо. Если вы рисуете по фантазии то ваша основная задача – сделать красиво, и какие источники света где разместить- решать Вам.
Как передать настроение? Не забывайте про погоду. Погода отвечает за цветовую гамму и настроение в работе. Какое бы чудо вы не изображали, одинокое дерево или массовую потасовку маркетологов-студентов, настроение рисунку поможет придать продуманная атмосфера: погодные условия и окружение. Например, тёмные и густые тучи говорят нам о дурном событии, о битве, и зле. А светлые, негустые облачка помогут показать доброту и беззаботность ситуации.
И ещё кое-что, о чём я бы хотел рассказать: одна моя знакомая, строго академическая художница, постоянно мне доказывала что ”художник не должен врать” – то есть он должен рисовать то, что видит в жизни, без идеализирования или обобщений. Я с этим не согласен. Моё мнение: художник не должен врать в анатомии, в законах построения композиции, в законах перспективы. В общем, он не должен врать в законах, которые позволяют остальным понять, что человек умеет рисовать. Всё остальное можно смело перевирать во благо эстетическому впечатлению.
Итак, Making of работы "Снежная королева”.
Технический момент: оговорюсь сразу, что кисти я использую только стандартные. Периодически вызываю окно настройки кистей и кручу разные параметры. Не считаю нужным скачивать целую кучу наборов кистей с интернета и мучиться с ними. Ибо даже в пэинте мону лизу нарисовать можно, лишь бы руки росли откуда надо = ).
Разные кисти с эффектами осветления/затемнения использую только на заключительных этапах работы.
Изначально я не знал, какая именно работа у меня должна получиться в итоге. Я набросал трёхплановую стандартную композицию в холодных, умеренно ярких оттенках.
Поняв, что примерно у меня должно в итоге получиться, я начал разрабатывать эскиз. В центре композиции я разместил гору, которая и была центром композиции, а всё остальное пространство должны были занять облака и лес.
На данном этапе я начал эксперименты над цветовой гаммой, благо, в компьютерной графике это не является проблемой = ). Использовал я в основном методы наложения слоёв (любимый – Overlay). И потихоньку начал давать какие не какие, но очертания форм объектов. Форма является очень важной составляющей во всех направлениях рисунка и живописи, так что уделяйте этому особое внимание.
А вот тут я начал рисовать всерьёз. Я начал давать тучи облаков, лепить форму гор, камней, деревьев. Визуально обозначил основной источник освещения. И понял, что с плановостью в этой работе будут проблемы = ).
Продолжая давать детали, я постарался по максимуму выдвинуть замок на передний план, делая его более контрастным, чётким, ярким, интересным и детализированным.
Я всегда любил зелёненькие оттенки, поэтому втиснул зелёненькое деревце. Знаю, что зря, в итоге исправился = ). У меня на данном этапе также появилась бредовая идея нарисовать на заднем фоне что-то вроде города, но, к счастью, не увенчалась успехом и город был успешно замалёван облачками. И, разумеется, неудержимо рисовал всё новые детали, старался вылизать каждый миллиметр.
Под конец работы была самая творческая часть – добавил тёплых оттенков (режим смешивания основного слоя и слоя с оттенками – color). Конечно, по законам освещения всё в этой работе должно быть холодным… но это некрасиво, поэтому я пошёл в ущерб академической школе, во имя красивой картинки – ).
И итог.
Все этапы одним файлом
PS. Хочу выразить сердечную благодарность Михаилу Артемьеву, он следил за процессом работы и давал конструктивные советы. Он крут.